События

Презентация второго номера бюллетеня художественной критики «Термит»

11 декабря в Некрасовке пройдет презентация второго номера бюллетеня «Термит», тема номера — неореакция. В презентации примут участие члены редакционного совета журнала Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров, Егор Софронов, Борис Клюшников, а также руководитель Лаборатории художественной критики Светлана Баскова и автор художественного проекта номера Алек Петук. «Термит» издается в рамках Лаборатории художественной критики — совместного образовательного проекта Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» и института «База».

«В этом номере Бюллетеня художественной критики мы пытаемся определить проблему, центральную для Маркса: кто против кого? Философ и культурный критик Марк Фишер в своем уже ставшем легендарным манифесте «Капиталистический реализм» охарактеризовал последние десятилетия как «классовую войну», в которую вовлечен только один класс — класс капиталистов. И действительно, с 89-го года мы привыкли повторять, что идеологии ушли в прошлое и классовый анализ более неактуален. Под «капиталистическим реализмом» Марк Фишер имеет в виду ситуацию, в которой никакая альтернатива не представима, потому как само политическое воображение как функция утопии заблокировано. Капитализм вторгается в принцип реальности, и начинает казаться, будто единственный путь существования — примирение и усугубление (аффирмативные стратегии, воспетые в 80-е годы, в том числе и в искусстве). Победивший в то время глобальный финансовый капитал продолжал укреплять свои экономические и культурные позиции. Левые критики стали называть этот период эпохой реакции или консервативным поворотом. В недавнем обзорном анализе данной проблемы исследовательница Марина Симакова пишет: «Реакционером оказывается тот, кто противится реализации изменений, или тот, кто при наличии выбора из двух вариантов политического или социального действия, более и менее радикального, выбирает наиболее умеренный. В то же время реакционером нередко считается человек, чьи политические симпатии несовместимы с принципами и траекториями развития прогрессивной мысли и революционной практики». Однако в 90-е годы возник совершенно другой вид реакции. Это уже не просто охранительская и устаревшая риторика, реставрирующая «ушедшие деньки». Неореакцией и альт-райт-сообществом стали называть реакционеров и консерваторов, по большей части молодых людей, которые развиваются в пространстве соцсетей и используют средства, долгое время считавшиеся прерогативой критической теории, — антиистеблишмент, иронию, критику и возможные альтернативы. В поисках укрепления своих позиций неореакция использует мемы, культуру имиджбордов и троллинг. Это не просто попытка сохранить все как есть. Это радикальный прорыв вперед в прошлое — к химерическим формам вроде анархо-монархизма или цифрового неофеодализма. Ввиду того, что неореакция пользуется инструментами и новыми гаджетами, определить и критиковать ее — сложная, но необходимая задача» (отрывок из предисловия ко второму номеру бюллетеня выпускающего редактора Бориса Клюшникова).

 

Мероприятие завершено