События

Death studies. Зачем нам нужно цифровое бессмертие?

На рынке цифровых стартапов все чаще можно встретить разработки, предлагающие пользователям озаботиться собственным цифровым бессмертием (digital afterlife). Речь идет об обещаниях вечной жизни — не физической, но социальной. Специальные чат-боты, аккаунты в социальных сетях будут продолжать общаться с близкими, друзьями и фолловерами умершего, создавая ощущение его вечного присутствия. С помощью этих сервисов пользователи смогут не только настроить краткосрочный отложенный постинг сообщений, производящий эффект коммуникации, но как будто в полной мере превратиться в «цифровые вещи», самостоятельно существующие в смешанной среде обитания. Очередь на бета-тестирование некоторых таких продуктов исчисляется десятками тысяч человек, в некоторых случаях потенциальные клиенты сами создают чат-ботов на основе данных своих умирающих родственников. Итак, спрос на такие ПО-новинки велик, и он легко объясним: все хотят жить вечно и «удаленно», не неся никакой ответственности за дела своих цифровых двойников. Но что движет разработчиками таких приложений? Стремление удовлетворить желания потенциальных клиентов? Или построить новую «танатосенситивную» цифровую среду, приближенную к повседневному и экзистенциальному опыту человека?

Лектор — Оксана Мороз, кандидат культурологии, доцент РАНХиГС и МВШСЭН («Шанинка»), директор образовательных программ (МВШСЭН, РАНХиГС, Университет Манчестера). Научный руководитель Бюро цифровых гуманитарных исследований CultLook; автор более 50 научных публикаций, редактор научных монографий, переводчик и редактор англоязычных научных текстов, в том числе книги Льва Мановича «Язык новых медиа»; постоянный эксперт онлайн-изданий, радио- и телепрограмм, лектор портала «Постнаука».

 

Мероприятие завершено