Дайджест Журнал Чтение

Короче некуда

По некоторым сведениям, Максим Горький, 150 лет со дня рождения которого отмечался совсем недавно, читал со скоростью 4000 слов в минуту. И это исключение, потому что по статистике 95 % людей читают медленнее (примерно 180–220 слов в минуту, то есть где-то 1 страницу текста за 1,5–2 минуты).

В рассказе Горького «Страсти-мордасти» 5 страниц, то есть прочесть его можно за 7,5–10 минут. А в полном собрании сочинений этого писателя 7660 страниц, прочесть которые можно примерно за 250 часов (больше десяти суток непрерывного чтения).

Существует много инструкций (например, вот одна из них), как находить время на чтение, правильно его распределять, читать больше, запоминать лучше и т.п.

Редактор журнала New Time Стив Мосс организовал как-то раз конкурс рассказов, в которых будет не более 55 слов, но при этом без потери сюжета, характеристик персонажей и с необычной развязкой. В итоге был издан целый сборник таких произведений под названием «Самые короткие рассказы в мире».

Как заяц стал трусишкой

Автор: Терри Дунивант

— Мне не подходит этот костюмчик. Голова выглядывает... — сказал Гриф.
— Посмотрите на меня, — сказала Пава. — Все цвета достались павлину. Требую новые перья!
Все звери и птицы поддержали забастовку, кроме зайца, который отчаянно трусил. Разозлившись, они дразнили его, но он только прикрывался ушами. Не зная ругательств, они только и могли что снова и снова звать его зайцем.

Англичане тоже устраивали подобный конкурс, но ключевым условием там было упоминание королевы, Бога, секса и тайны. Победил автор такого рассказа:

«О, Боже, — воскликнула королева, — я беременна и не знаю от кого!»

В электронном каталоге Библиотеки имени Н.А. Некрасова можно найти и заказать сборники с произведениями разных авторов в жанре короткого рассказа. Чтение этих произведений займет не больше десяти минут, а в отдельных случаях — несколько секунд. Публикуем в качестве примера отрывки некоторых из них.

Сборник рассказов Владимира Крупина

«Воздушные шары» (100 слов)

Воздушные шары хотели раздать детям, но подсчитали, что всем не хватит. В чью-то голову пришла мысль связать их на один шнурок, прикрепить к шнурку флаг и портрет и запустить в небо.

«Седьмое измерение». Сборник фантастических миниатюр

Александр Житинский. «Весна» (112 слов)

— Весна пришла! — говорят прохожие, переступая через тебя. А ты, разбитый на тысячу осколков, щуришься на солнце, а потом таешь и струишься по асфальту, неся на себе обгорелые спички и кораблики с бумажными парусами, за которыми бегут дети.

Сборник рассказов Вячеслава Харченко

«Изгнание бесов» (128 слов)

Однажды Варвара отвадила домового, приведя деревенскую знахарку, а об этом узнала президент. Она вызвала знахарку в Москву в центральный офис и прошла с ней по всем кабинетам. Знахарка брызгала на сотрудников водой, рвала и раскидывала собачью шерсть.

Даниил Хармс. «Сундук» (276 слов)

А это еще что такое? Почему я пою? Кажется, у меня болит шея… Но где же сундук? Почему я вижу все, что находится у меня в комнате? Да никак я лежу на полу! А где же сундук?

Сборник рассказов Михаила Зощенко

«Агитатор» (407 слов)

Сторож авиационной школы Григорий Косоносов поехал в отпуск в деревню.
— Ну что ж, товарищ Косоносов, — говорили ему приятели перед отъездом, — поедете, так уж вы того, поагитируйте в деревне-то. Скажите мужичкам: вот, мол, авиация развивается... Может, мужички на аэроплан сложатся.
— Это будьте уверены, — говорил Косоносов, — поагитирую. Что другое, а уж про авиацию, не беспокойтесь, скажу.

Григорий Горин. «Ежик. История о напрасной суете» (639 слов)

— Взрослый?! — Папа так зашипел, что ежик, который вылез из-под дивана, от страха свернулся в клубок. — Взрослый?!.. Меняешь холодильник на ежика?

Иван Бунин. «Третий класс» (656 слов)

— Слушайте, мне это осточертело! Я хочу видеть все особенности страны, всю ее жизнь, всех ее обитателей, вплоть до самых «презренных», как вы любите выражаться о цветных людях, которые, конечно, не могут да и не смеют ездить в первых классах. Но всякий раз, как я хочу сесть в третий класс, начинается борьба с кассиром!

Эрнест Хемингуэй как-то поспорил, что сочинит короткий рассказ, который никого не оставит равнодушным. И сочинил:

Продаются детские ботиночки. Неношеные (For sale: baby shoes, never used).

Писатель О. Генри тоже участвовал (и выиграл) в конкурсе на самый короткий рассказ, в котором непременно должна быть завязка, кульминация и развязка:

Шофер закурил и нагнулся над бензобаком, посмотреть много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года.

Сборник рассказов Константина Паустовского

«Барсучий нос» (718 слов)

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.
Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Сборник рассказов Алана Милна

«Рождественский дед» (912 слов)

Кубики, — повторил Рождественский Дед. — Кубики. Конечно, кубики. А почему бы не остановить свой выбор на одном из этих мягких, пушистых кроликов...
— Где нам купить кубики?
— Кубики. Знаете, я не думаю, что мамы в восторге от всех этих кубиков.

Владимир Набоков. «Слово» (1114 слов)

Он подошел ко мне, он улыбался, я не мог смотреть на него. Но, взглянув на его ноги, я заметил сетку голубых жилок на ступне и одну бледную родинку — и по этим жилкам, и по этому пятнышку я понял, что он еще не совсем отвернулся от земли, что он может понять мою молитву.

Габриэль Маркес «Огорчение для троих сомнамбул» (1223 слова)

Получается, что благодаря ее крикам нам что-то открылось; вспомнилось дерево и глубокая река, когда она поднялась и, немного наклонившись вперед, не закрывая лицо передником, не высморкавшись, все еще со слезами, сказала нам:
— Я никогда больше не буду улыбаться.

Сборник рассказов Андре Моруа

«Завещание» (1369 слов)

— А знаешь… Вообще-то говоря, он поступил разумно, приняв меры предосторожности. После его смерти жена будет застрахована от всех превратностей… Я его слушал, а сам думал о нас… Напрасно я не составил завещания. Надо будет этим заняться.
— Господь с тобой, милый… Не пугай меня… Во-первых, я умру раньше…
— Почему? Кто может знать наперед… Ты моложе меня. Ты здорова. А я…
— Молчи… Ты просто мнителен, ты совершенно здоров… К тому же, если ты умрешь, я тебя не переживу… Разве я смогу жить без тебя… Я покончу с собой…