Твин пикс

ТвинПикс.txt: стенограмма дискуссии

Александр Васев: — Коллеги, очень рад приветствовать вас на этом фестивале, посвященном «Твин Пиксу». Вряд ли кому-то из вас что-то станет более понятно после сегодняшних лекций, потому что это Дэвид Линч, потому что — «Твин Пикс», третий сезон. Искать здесь смысл, какие-то сюжетные повороты просто не имеет смысла, потому что вы в любом случае ничего не поймете. Просто смиритесь, поймите и простите его, человек уже старый.

Я вел летний лекторий в еврейском музее, и там мы разбирали достаточно интересные вещи. На первой лекции я рассказывал про то, как Линч относится к нарративу, не знаю, говорил ли об этом кто-нибудь из сегодняшних лекторов.

Что такое нарратив для Линча? Нарратив для Линча — это необходимые костыли, то, что необходимо в современной культуре, а именно: сюжетное построение истории of a girl from down the lane. История Лоры Палмер, история всего Твин Пикса — это история девушки, которая живет на соседней улице, в соседнем доме. Это значит, что по сути весь Твин Пикс имеет для Линча большее значение внутри Черного Вигвама, внутри Белого Вигвама, внутри того места, где обитает существо по имени «эксперимент», или мать, или Бабалон, если мы будем оперировать терминами телемы Алистера Кроули.

Сюжетные перипетии для Линча — не более чем вялая необходимость для современной поп-культуры. Иначе мы с вами чувствуем опасность. Многие из вас смотрели «Внутреннюю империю» Линча — тяжелое произведение для восприятия. «Внутренняя империя» кажется нам солянкой из бреда и абсурдных снов самого Линча, которые, по-видимому, терзают его каждую ночь, иначе невозможно понять, откуда он берет столько сил для творчества.

Может, медитация?

Я читал его книгу «Как поймать большую рыбу?», в которой Линч много пишет о медитации. Единственное, что меня смутило, — это то, что в каждой главе он делает оговорку «будучи абсолютно трезвым»: «Будучи абсолютно трезвым, я увидел, как моя картина двигается».

Вернемся к «Твин Пиксу». Что такое первые два сезона «Твин Пикса», то, что произошло 25 лет назад? Это, безусловно, необходимое в поп-культуре сериальное событие. Это история маленького городка: легкие судьбы, странный любовный треугольник — Шелли, Бобби и Лео. Это детство «Твин Пикса». То, что мы получили в виде 3-го сезона, — это, безусловно, зрелое произведение. Лично меня интересуют исключительно планы Черного Вигвама и все космическое в новом сезоне. Как правильно говорит двойник Дейла Купера, «это что такое, это что, детский сад?». С нами в этот момент разговаривает сам Линч: «Вы что, ждете сейчас чего-то реального, вы ждете драки, перестрелки? Зачем вам это нужно? Вы уже пресытились криминальной драмой в виде Fargo и True Detective, сериалов, которые сейчас называют эталонными».

По этой причине Линч изменил сам мессендж, сам стиль нового «Твин Пикса». Предыдущий «Твин Пикс» — это такой местечковый цирк, в котором постоянно происходит что-то такое нелепое, глупое. В новом сезоне мы видим кошмар, ужас. Вот, например, жуткий молодой человек дочери Шелли, который кричит на нее, брызгая слюной, в момент кокаиновой абстиненции. Это очень тяжелый сериал, в котором практически не осталось места для юмора, смеха — того, что нравилось в первых двух сезонах.

Тем не менее некоторый сюжет все равно прослеживается: многие говорят, что в конце сезона стало больше вопросов, чем ответов. На самом деле это не так. Что нам стало понятно после окончания третьего сезона «Твин Пикса»? Сразу оговорюсь, что на некоторые вопросы невозможно дать точный ответ, а можно только постараться собрать некий пазл.

Вы помните кабинет мистера Тодда, его первое появление в третьем сезоне? Он передает своему помощнику Ричарду две пачки купюр, около 40000 долларов, и говорит: «Скажи ей, что она получила работу». Что это значит и кому он это говорит, нам до сих пор непонятно. Это появляется только в первой серии. Мы, зрители, думаем: «А где же Боб? Что стало с экспериментом? Кто такая Джуди?» Это все неважно. Кому мистер Тодд передал 40000 долларов? Нам об этот сказали всего один раз, и больше вы не слышите об этом.

ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА

— Это женщина, которую в результате убивает карлик.

— Это, может быть, связано с «Внутренней империей».

— «Малхолланд Драйв».

— Но ведь все произведения Линча взаимосвязаны!

А.В.: — Безусловно, это одна вселенная.

— Гадать на кофейной гуще нет смысла. «Твин Пикс» — частный случай творчества Линча, я так считаю.

А.В.: — Я очень рад. Но сегодня у нас, к сожалению или к счастью, фестиваль «Твин Пикса».

— Это к счастью. И рассматривать нужно полностью весь макрокосмос Линча.

А.В.: — Я не хочу жить в мире Линча. Мне это зачем? Я живу в мире «Твин Пикса», сейчас, сегодня, в этом галстуке-селедке.

— Вы, «Голова-ластик», там живете тоже!

— Вы все знаете, что Линч имеет художественное образование. (…) Если мы начинаем говорить, что «Твин Пикс» — это нечто большее, чем «Твин Пикс», это весь Линч, то в таком случае мы должны говорить, что весь Линч — это еще не весь Линч, это вообще Искусство. Вот, например, аллюзия к Рене Магритту и его картине «Амнезия» (1969 г.). Яркие аллюзии к «Голове-ластику» — странное существо, выходящее изо рта героев в самом начале фильма — все это есть на картине у Магритта. Множество картин Хоппера находит отражение в последнем сезоне «Твин Пикса».

Если мы будем и дальше раскрывать (…)

— Мне бы хотелось, чтобы не было этого академизма, этих вялых фраз…

А.В.: — Простите, я просто еще маленький, младше Вас. В этом вся проблема. Я поэтому и не образован, извините.

— Нет, вы несомненно образованный, раз взялись за микрофон.

А.В.: — Спасибо! Но я все же хотел бы закончить про нарратив. У нас есть пример двух киллеров, которых, по всей видимости, также нанимает мистер Тодд, чтобы закончить свои дела — убить Даги Джонса.

Одного из этих убийц, мистера оранжевого, играет Тим Рот. Так вот, Тим Рот со своей напарницей совершенно незаслуженно погибает в каком-то traffic accident. Это совершенно нелепое, глупое окончание их карьеры. Судя по тому, как они работают, мы видим, что это профессионалы высшего класса. Их профессионализму стоит позавидовать даже несмотря на то, что они беспринципные и жестокие люди. Так же мы завидуем профессионализму доппельгангера, тому, как четко он движется к своей цели. А какова цель доппельгангера?

ВАРИАНТЫ ИЗ ЗАЛА

— Достать координаты!

— Остаться!

А.В.: — Нет, ну что вы! Его цель — забрать Сару Палмер в Черный Вигвам и изнасиловать ее! Именно так он поступает со всеми женщинами, которых он видит. Именно так он поступил с Одри Хорн в коме, которая родила ему Ричарда Хорна, с Дайаной, из которой он сделал тульпу. Это его стиль!

Поэтому, конечно, он ищет Сару Палмер, чтобы завершить то, что не сделал в свое время с Лорой.

ИЗ ЗАЛА

— Но ведь Джуди — это его мать!

А.В.: — Почему вы так думаете? Вы видите этот элемент в космосе, где она изрыгает эту массу белесых веществ, среди которых есть Боб? Значит ли это, что она и есть мать?

— Похоже на момент рождения, знаете ли.

А.В.: — Похоже на изрыгание. Мне кажется, в этом и есть основная проблема. Кто-то говорит: что же такое Боб? Боб — это символ зла. Существует зло, и оно неизбытно, его невозможно уничтожить, и поэтому в конце Боб не умирает, а распадается на частички и рассеивается по миру. На самом же деле, Боб — это просто некое существо в шаре. Это все, что мы знаем про Боба.

— В том числе и Лора — существо в шаре!

А.В.: — Лора, как мне кажется, не существо в шаре. Та Лора, которую мы видим в золотом шаре в руках Великана, отправляется в параллельную вселенную и там обретает личность Кэрри Пейдж. Мне кажется, это именно так, потому что Лора, которая существует в оригинальных двух сезонах, Лора, которую находит агент Дейл Купер в последней серии 3-го сезона, это тульпа. Мне кажется, это искусственно созданная Лора Палмер. Об этом нам говорит диалог Лоры с Джеймсом (Джеймс, кстати, всегда был крутым, даже после ужасной автомобильной катастрофы). Когда Лора разговаривает с Джеймсом, она говорит ему какие-то странные вещи, вроде «я не та, кем ты меня считаешь». Это примерно те же слова, которые говорит Дайана, когда пытается вытащить револьвер из сумки; ее тоже начинает трясти, когда она говорит: «Я не та, ты не понимаешь, я не та». Мне кажется, что Лора — это тульпа.

ИЗ ЗАЛА

— В сериале совершенно четко показано, что она тульпа!

А.В.: — Более того, в тот момент, когда она исчезает, мы слышим тот же странный звук, скрежетание, которое мы слышим всякий раз, когда в Черном Вигваме исчезает тульпа.

Кэрри Пейдж — это, очевидно, та самая Лора Палмер в золотом шаре, которая как бы изъята у Сары Палмер и отправлена в параллельную реальность. Не знаю, как вы, но я на 99 % уверен, что именно Сара Палмер съедает в 57-м этого странного мухожука, инопланетное существо. Когда я посмотрел первые 4 серии, после которых Линч сделал перерыв в 2 недели, то понял, что все это время мы смотрели спин-офф «Секретных материалов». Мне кажется, что это просто другие планеты: одни на Сатурне, другие на Юпитере, пол в Белом Вигваме, например, похож на Сатурн.

Мне кажется, что это просто история про существ, которые прилетают к нам на Землю и которые подразумеваются Линчем именно как инопланетные существа. Не существа из наших снов или параллельных вселенных, а просто существа из такого же трехмерного пространства, которое мы, люди, существующие в нем, до сих пор не понимаем до конца. Я об этом говорил на одной из своих лекций, когда приводил пример Карла Сагана. Саган описывал то, что называется «тессеракт». Кто-нибудь из вас знает, что такое тессеракт? Тессеракт — это четырехмерный куб. Допустим, у нас есть одномерное пространство точка, двухмерное квадрат, трехмерное куб, в котором мы обитаем, и четырехмерное пространство тессеракт, четырехмерный куб. Основная проблема тессеракта заключается в том, что он постоянно находится в движении, потому что четвертое измерение, по одной из версий, это время. Также четвертым измерением зачастую называют электричество. Никто не знает точный ответ, что это такое. Но почему это нужно знать? Из теории, которую описывает Саган, следует, что если мы в трехмерном пространстве видим четырехмерный объект, то он для нас мигает и мы видим его прерывисто. Представьте себе стол, на котором лежат плоские вырезанные кружочки и квадратики. Это мы. Мы живем в этом двухмерном пространстве. Представьте, что четырехмерное пространство — это куб, который взирает на нас со стороны. Мы для него как на ладони, однако для нас он не виден. Поэтому если он хочет вступить с нами в контакт, то ему нужно будет проходить сквозь наше пространство, а мы в свою очередь будем замечать лишь его срез, его небольшую часть. Этот эффект пытается воссоздать Линч, когда показывает переход между нашим миром и другими пространствами, которыми оказывается не только Красная комната или дом, в котором сидит за столом Боб, а карлик и танцующий белоносый человек едят гармонбозию. Оказывается, что существует еще и некий мотель, в котором живет Филипп Чайник-Джефферс.

— Почему Чайник?

А.В.: — Конечно, это не чайник. Даже Линч говорил, что ему нужно было сделать совершенно другой носик, прямой, чтобы никто не понял, что это чайник. Но, по сути, нам гораздо легче так это воспринимать. То, что происходит внутри этих пространств, те законы, по которым они существуют, оказываются гораздо интереснее для Линча, чем законы нарратива. Законы сюжетного строения, история взаимоотношений дочери Шелли и ее молодого человека, истории самого Твин Пикса, история Нормы и ее франшизы, которая расходится по стране. Для Линча все это является лишь необходимостью. Как и все события, происходящие в клубе Бэнг-бэнг. Если вы помните, там есть масса ни к чему не привязанных диалогов: нам показывают некую наркоманку и ее подружку, которые обсуждают сыпь на руке. Это совершенно непонятно к чему относящиеся люди, и к сюжету они также не имеют никакого отношения.

— Это зарисовки жизни города просто, Линч показывает, как живет город. А Скай Феррейра, которая чешет подмышку, связана напрямую с сюжетной линией Реда.

А.В.: — Скай Феррейра?

— Так, во-первых, Ред — это Бальтазар Гетти из фильма «Шоссе в никуда».

А.В.: — Кто такой Ред? Это друг Шелли, возможно ее любовник. Что еще мы о нем знаем?

— Еще мы знаем, что он наркоторговец.

А.В.: — Абсолютно верно.

— Очень серьезная шишка, приезжает в город из какого-то другого места и уже некоторое время осуществляет свою деятельность в Твин Пиксе.

А.В.: — Самое главное, что он — маг.

— Он не маг. Я воспринимаю эту сцену без всякой магии. До этого нам показывают, что Ричард принял наркотики, и под действием этого наркотика он испытывает глюк с этой монеткой.

А.В.: — А до и после этого глюка с ним ничего не происходит?

— После этого глюка он сбивает мальчика.

А.В.: — Это глюк?

— Да, это действие наркотика. Он едет, он под кайфом.

А.В.: — Так он убивает мальчика?

— Он сбивает его.

А.В.: — Это реальность? А вторая монетка?

— Какая вторая монетка?

А.В.: — Какая монетка: одну он подбрасывает, а вторую показывает на руке.

— Нет, мы видим все это глазами Ричарда.

А.В.: — Нет, мы видим это со стороны.

— Мы видим это глазами Ричарда: мы видим, как он показывает ладонь: монетка есть — монетки нет. Это все — конец трактовки; я это прямо понял.

А.В.: — Странная вещь: когда подбрасывается монетка, она очень долго крутится в воздухе...

— Да, она очень долго крутится, но мы это видим глазами Ричарда, который под кайфом...

А.В.: — Почему мы это видим из глаз Ричарда?

— Потому. там крупным планом показывают эту ладонь, и как бы он [Ричард] глаза опускает и видит эту ладонь

А.В.: — Ладно, хорошо...

— Мы другое обсуждали: сцены в roadhouse, Доме у дороги. Я смотрел в дубляже ТВ3, не в оригинале...

А.В.: — Зря!

— Нет. Понимаешь, показывали по TV, а сериал надо смотреть по TV.

А.В.: — Все английское надо смотреть на английском языке! Ты же не смотришь Тарковского с переводом!

— А его как-то показывали с субтитрами английскими зачем-то, я тоже не знаю зачем:) Можно я скажу?

А.В.: — Да-да, конечно!

— Скай Феррейра тоже говорит о новом наркотике, нам это показывают. Именно сцена со Скай Феррейра, которая, к слову, дается отсылкой к первому сезону, что-то про пингвина. Я первый сезон давно смотрел, там что-то Купер говорил про пингвинов, анекдот какой-то. И Скай Феррерра как раз его упоминает, и у нее появляется зуд, сыпь, как раз под действием этого наркотика.

Так, ладно, переходим к другой сюжетной ветке...

А.В.: — Все, что вы сейчас говорите — это спекуляции.

— То, что ты сейчас говоришь, — это тоже спекуляции, то, как ты понял сериал, твоя интерпретация...

А.В.: — Возможно...

— Мы же сейчас смотрим такую вещь, которую можно по-разному воспринимать. Так вот, дальше [идет] такая интересная сюжетная ветка, которая переходит в roadhouse, как раз в сценах перед титрами, когда обычно исполняют песню. Мне, кстати, Tarifa очень понравилась Шэрон Ван Эттон, которая в 6-й серии поет.

Так вот, идет сюжетная ветка с Билли, которая потом пересекается с [линией] Одри, которая этого Билли вводит в сюжет и уже напрямую начинает о нем говорить. Если мы возьмем сцену из 13-14 серии, не суть, которую я считаю одной из худших в Доме у дороги...

А.В.: — Линч сейчас переворачивается в гробу, в котором спит.

— Ну не в гробу — он спит в кровати. Одна из худших серий, в которой, кстати, снимается его жена...

А.В.: — Это все Вы, простите, к чему?

— К тому, что сцены в Доме у дороги не несут никакого смысла.

А.В.: — Конечно, это все — кома Одри Хорн. К сожалению, у нас в Доме у дороги не появляется никто, кроме Одри Хорн, ни один из персонажей.

— У нас появляется Джеймс, у нас появляется Резиновая Рука, British Boy.

А.В — Джеймс у нас появляется в том месте...

— И Шелли появляется, и Эд появляется. Купер был в Доме у дороги во втором сезоне.

А.В.: — Так... Какие из этих частей — кома Одри, а какие — нет?

— Кома Одри — это когда она приходит со своим мужем, запамятовал, как его зовут...

А.В.: — Чарли!

— Да, Чарли. Так вот, она приходит, и это, соответственно, часть ее комы.

А.В.: — Только в этом моменте?

— Mental state ее показывается.

А.В.: — То есть, только тот момент, когда Одри приходит с Чарли в Дом у дороги?

— Ну конечно. Когда приходит Джеймс, нам только вводят персонажа. 1-2 серия, то есть пилот, вообще воспринимается...

А.В.: — Может, мы поменяемся тогда?

— Я только за, но мне долго идти до вас.

А.В.: — Это так, да)

— Да, я тут одним глазком футбольчик посматриваю, вот уже два гола пропустил. И к чему я? К тому, что помимо основной канвы сюжета, помимо того, что нам показывают Купера в Черном Вигваме, что он еще там, нам показывают, соответственно, злого Купера, который вершит свои дела. Также показывают Мэттью Лилларда, которого, кстати, довольно мало [показывают], хотя он хороший актер. Также есть несколько сцен, которые могут показаться личными: например, сцена с Беном Хорном.

А.В.: — Спасибо большое. Я просто пытаюсь понять, к чему Вы это говорите.

...

Модератор: — Я пользуюсь тоталитарным правом на передачу микрофона, чтобы как можно больше смогли [поучаствовать].

А.В.: — Если у кого-то есть такие же[...]. Мы просто get out of your system как можно скорее сделаем.

Смотрите, на самом деле нам показывают момент с Одри Хорн, когда она «приходит в себя». Это что-то даже не «твинпиксовское»; это мне напомнило чем-то «Черное зеркало». Она смотрит на свое отражение, и при этом она как бы смотрит в глаза Чарли. Я читал эту гипотезу на Reddit'е: там пишут, что Чарли вроде как олицетворяет ее кому, олицетворяет то, от чего она так хочет избавиться, то, что она больше всего ненавидит. Поэтому она так к нему относится. Тем не менее, если вы помните, она, Одри Хорн, постоянно упоминает некоего персонажа по имени Билли. Она говорит: «Где же Билли? Что с ним случилось?» Мы так и не знаем, кто этот Билли, если учесть, что мы ...

...

— Вот и Билли!

Модератор: — Второй спикер, Ростислав Амелин.

А.В.: — Jesus Christ! В общем, смотрите, там получается так: есть у нас один Билли, которого Ричард Хорн, по-видимому, берет в свой грузовик. Тот Билли, к которому приходит полицейский Энди. Если вы помните, они даже договариваются встретиться на дороге в 2.15. И Билли туда не приезжает. Это один Билли. Есть еще тот Билли, который, как сказал молодой человек, сидит в клетке. Существует ли вообще Билли?

Р.А.: — Напомни, пожалуйста, про клетку. Я вот не помню этого момента и думаю, многие не помнят.

А.В.: — Это происходит в последних сериях, когда мы видим Найдо — голую девушку, которая оказывается в результате Дайаной. Будем называть ее «девушкой без глаз». Там какие-то странные стигматы на лице.

Р.А.: — По-моему, это одна из картин Линча. У него была какая-то похожая работа с лицом.

А.В.: — Не совсем. Это было не у Линча, а у Фрэнсиса Бэкона, если я не ошибаюсь. У него была такая картина «Девушка без лица».

В общем, смысл в том, что Найда попадает в камеру, ее привозят в полицейский участок. Туда же попадает напарник Ричарда Хорна, полицейский по имени Чед.

Р.А.: — Там, где начинается шоу обезьянок! «Звуки обезьянок».

А.В.: — Да, он начинает повторять за Найдо вот эти странные звуки, из-за чего Чед не может заснуть. Что интересно в этой сцене? Пожалуй, то, что этот персонаж, будем называть его Билли, повторяет все, что слышит. Он повторят последнюю фразу, последний звук. То же поведение, которое свойственно тульпам. Мы можем судить об этом только по Дейлу Куперу, который, превращаясь в тульпу, начинает общаться тоже странным способом: он повторяет последнюю фразу своего собеседника. При этом мы знаем, что Дайана, которая тоже тульпа, не имеет таких проблем. Может быть, потому что их не разделили: одна Дайана точно осталась в Черном Вигваме, в этой фиолетовой комнате; может, потому что Найдо действительно не может говорить, она не может общаться, и поэтому у ее тульпы сохраняется полный контроль над собственной речью.

— По поводу того, что Даги, который появляется в третьей серии и занимает место тульпы...

А.В.: — Дюдя?:)

— Настоящий Купер, тот, кто появляется... Та не очень приятная сцена, когда Злой Купер едет в машине, и машина попадает в аварию, короче, плохо себя чувствует... И из розетки выходит Купер. Это — настоящий Купер, это не Даги Джонс. Даги Джонс оказывается в Черном Вигваме, он превращается обратно вот в это семя, которое похоже на жемчужину. И, соответственно, это — ни в коем разе не Даги Джонс. Это Купер. Просто когда он переносится в реальный мир, его бьет током...

А.В.: — Да, это понятно. Действительно, но по сюжету он живет жизнью Даги Джонса, он живет в его реальности. Его так все называют: родные, близкие, которые странным образом не замечают его странной речевой дисфункции. Хотя тот небольшой промежуток времени, когда мы видим, если не ошибаюсь, во второй серии настоящего Даги Джонса, он говорит вполне нормально.

— Но этот настоящий Даги Джонс — это тульпа не настоящего Купера, а Злого Купера. И поэтому тот Даги Джонс изменяет прекрасной Наоми Уоттс.

А.В.: — А доппельгангер — это что?

— Доппельгангер — это не тульпа. Доппельгангер — это злой двойник, который живет в Черном Вигваме.

А.В.: — У кого еще есть злые двойники, по-вашему?

— У Рея Уайза, отца Лоры, который говорит: «I did not kill anybody». Он появляется во второй серии второго сезона, выходит из-под шторы и кивает Куперу: «Я никого не убивал». Потом, у Лоры есть двойник, который орет...

А.В.: — Секундочку, нет, получается, что Боб овладевает только доппельгангерами?

— Нет, не так. Финальная серия оригинального «Твин Пикса», хоть DVD и называется «[...] season», я этого не понимаю, потому что для меня «Твин Пикс: Возвращение» — это нечто другое. Оно, конечно, прямое продолжение, но...

А.В.: — Простите, про Рея Уайза можно поподробнее?

— Так вот, второй сезон, последняя серия. Там же весь цимес в том, что Уиндом Эрл забирает Энни. Он ее забирает в Черный Вигвам, чтобы отомстить Куперу за то, что Керолайн погибла.

А.В.: — Да-да.

— И, соответственно, когда они приходят в Черный Вигвам, когда Купер приходит в Черный Вигвам, Уиндом Эрл ему говорит: «Отдай свою душу за Энни». Купер говорит ему «да», и Уиндом Эрл собирается его убить. Тут появляется Боб, говорит: «Ты не имеешь на это права, что ты себе позволяешь?» — и забирает душу Уиндома Эрла. И потом прибегает доппельгангер Купера, настигает настоящего Купера и занимает его место. Доппельгангер Купера — это не Боб. В доппельгангере есть Боб, как я понимаю. Потому что есть сцена в тюрьме, где...

А.В.: — Да, все верно. Действительно, в доппельгангере есть Боб. Другое дело в том, что я не хотел, чтобы вы описывали нам последнюю серию. Я спросил: у кого еще есть доппельгангеры?

— У карлика в красном!

А.В.: — У Руки, да. Вы знаете, это очень странный момент. Рука в какой-то момент говорит: «Это мой доппельгангер». Она говорит это во второй серии, если я не ошибаюсь. После этого, когда агент Дейл Купер пытается покинуть Черный Вигвам, ему навстречу вылезает такая же Рука.

— Можно сказать?

А.В.: — Да, конечно.

— Доппельгангеры есть у всех в Вигваме, потому что там говорили, что это борьба света и темной стороны души, когда ты входишь в Вигвам. И выходит та, которая побеждает, то есть двойник.

Р.А.: — Как раз хотел подумать о том, что у Лоры, скорее всего, есть доппельгангер, учитывая, что есть сцена, в которой она говорит: «Меня убили, но я жива».

А.В.: — Действительно так.

— В Вигваме, возможно, остался доппельгангер. А настоящая Лора умерла. Или наоборот.

А.В.: — Конечно. Это страшная мысль, потому что эти персонажи... Если учесть, что у каждого еще есть доппельгангер, у меня башка просто разорвется от этого.

— Только в Вигваме доппельгангеры!

— Доппельгангер — это часть тебя!

А.В.: — Возможно, но в таком случае мы должны понимать, что, соответственно, у Великана мы видели... Вы помните, в оригинальных сезонах есть старик, которого, вроде, зовут Клейтус в новом сезоне. Мы видим его совсем недолго: в начале, когда доппельгангер приходит в эту странную хижину, откуда он забирает Дайан и Рея...

— Отис?

А.В.: — Да, абсолютно верно. Этот Отис появляется в первых двух сезонах. Если вы помните, это тот самый старик, который приносит...

— Нет, это не тот старик! Тот старик умер; это другой актер.

А.В.: — Хорошо. Жуть какая...

— Тот старик — это просто человек, и Пожарный в него вселяется, как и Боб в других людей.

А.В.: — То есть Пожарный, тот, кого мы называем Великаном, да? Он, соответственно, тоже имеет две стороны: темную и светлую?

— Про его темную сторону там ничего не говорится. Может, конкретных будем брать персонажей? Про кого-то что-то говорится, а про кого-то — нет.

А.В.: — Да, об этом и речь. Вот этот странный старик появляется в Черном Вигваме, он сидит на соседнем кресле...

— Так и Лиланд в короткометражке заходит в Вигвам, и из него выходит Боб, и тело Лиланда парит в воздухе.

А.В.: — Так Лиланд там всегда одинаковый, в Черном Вигваме. Он другой только вне Черного Вигвама.

— Нет.

А.В.: — Ну как нет, ребята? А какой Лиланд в Черном Вигваме?

— Доппельгангер — он с мертвыми глазами, белыми глазами.

— У двойников белые глаза!

— Он в конце говорит: «Я никого не убивал».

А.В.: — То есть мы видим в оригинальном «Твин Пиксе» доппельгангера Дейла Купера, доппельгангера Лиланда Палмера и все.

— Доппельгангера Лоры!

А.В.: — Доппельгангера Лоры Палмер. Но с Лорой Палмер у нас вообще все нечисто, и ничего не понятно.

Р.А. — А есть ли доппельгангер у Сары? По идее, эта тема с [...]

А.В.: — Что вообще такое Джуди внутри Сары?

— Скажите, а что насчет шерифа Трумена, такого виртуального брата? Понимаете, это тоже можно рассматривать...

А.В.: — Как доппельгангера?

— Конечно! На самом деле, у всех, как предыдущий оратор сказал, есть доппели, тайные или явные; они себя еще не проявили.

А.В.: — Вы знаете, это очень странная вещь. Прежде всего нужно оговориться, что те детали, которые мы наблюдали в оригинальном «Твин Пиксе», если это можно так называть, — в первых двух сезонах, — во многом не были учтены и продолжены Линчем в последнем сезоне. Мне кажется, это связано с тем, что он срежиссировал всего 5-6 серий — 2 финальные и ...

Модератор: — Саш, можно я тебя перебью? Ты в самом начале своей речи говорил о том, что в принципе для Линча сюжетные перипетии — это такая условность и необходимость, но сейчас мы разбираем именно сюжетные перипетии и то, как они переходят друг в друга!

А.В.: — Абсолютно верно.

Модератор: — Не кажется ли тебе, что это противоречие?

А.В.: — Нет, и я скажу, почему. Мне кажется, что взаимосвязи и то, как работает Черный Вигвам, то, как работает Белый Вигвам, то, к чему это все вообще было создано, гораздо важнее, чем те события, которые происходят между персонажами, то есть...

Модератор: — Это же тоже сюжет. Просто сюжет в другом месте.

А.В.: — Скорей, мне кажется... Я поясню: мне кажется, что вообще все в целом можно свести к трем этапам. Из матери Бабалона появляется Боб, он приходит на Землю. Видя это, Великан посылает на Землю Лору Палмер. Лора Палмер выполняет свое предназначение, и все заканчивается. Вот три элемента. Боб разрушен, Джуди поймана снова в ловушку, Лора выполнила свое предназначение.

Модератор: — Главный сюжет для тебя — космогонический сюжет?

А.В.: — Абсолютно верно.

Р.А.: — Я хотел бы как раз прекратить спорить... В том случае, если это космогонический сюжет... Меня очень интересует, и я сам не могу ответить на этот вопрос: с чем мы сталкиваемся? Это НЛО или магия, это индейцы или и то, и другое?

А.В.: — НЛО — это такие совы...

Р.А.: — Не только в этом дело. Там же очень много сходится: в первом сезоне мы как бы предполагаем, что скорее всего это что-то индейское. Во втором сезоне вдруг начинается тема НЛО. Она появляется в «Огонь, иди со мной», там, где появляется расследование, «Синяя Роза». В какой-то момент Линч повышает планку и выходит из чисто эзотерической темы на космический уровень. Я как раз хотел бы сказать, что очень важные моменты... Для меня гораздо важнее всех этих эзотерик была сцена, когда Джеймс, уже пожилой, пел все ту же песню в Доме у дороги. Может быть, вы помните: первый сезон, там, где он с Лорой и второй, Донной. Они поют эту песню. Нет, это не Лора, это ее сестра. И там происходит любовный треугольник взглядов, вот. И мы все понимаем: до этого эта песня пелась для Лоры, потом она пелась для Донны, теперь она будет петься для ее сестры. И это все показано чисто визуально. Потом Донна встает и убегает. В третьем сезоне уже «припожилённый» Джеймс поет эту же песню; у него в массовке две совершенно другие девчонки, изображающие тот же самый архетип. Девушка, которая сидит в зале, смотрит ему в глаза и думает, что это про нее. И для меня это был абсолютно катарсический момент, я понял, что это правда: все всегда повторяется.

А.В.: — А мы переходим к очень страшному месту, если честно. Это так называемая синхронизация третьего сезона «Твин Пикс».

Р.А.: — Тебе может импонировать мысль: мне кажется, третий сезон очень независимый, но он постоянно искусственно связывается...

— Мне кажется, что, при всем уважении, Дэвид Линч и его ассистентка, она бегала в казино с корзинкой, как ее зовут?

...

— Сабина Сазерленд, точно. Она же участвовала в Ask me anything на Reddit'е. Она сказала, что синхронизация не задумывалась так, просто так вышло. It's lucky, как говорит Джордж Лукас, it's poetry. То есть это не было задумано...

Р.А.: — Случайность, элемент случайности.

— Да-да, синхронизация, это подтверждено продюсерами, это незапланированно.

А.В.: — Никогда не поверю в это!

— Прочитай.

А.В.: — Совершенно это меня не убедит, что это так. Потому что это совершенно невозможно — придерживать такой ритм на протяжении 18 часов. Вы можете включить две последние серии — они будут рифмоваться. Вы можете включить момент из второй серии и момент из девятой серии, и он будет рифмоваться. Я понимаю конечно — it rhytmes, но действительно, я уверен, что на самом деле третий сезон «Твин Пикса» — это одна и та же серия. Одна и та же серия, показанная нам ...

Р.А.: — В каком смысле? То есть 18 серий...

А.В.: — По-хорошему, чтобы посмотреть третий сезон «Твин Пикс», вам нужно 18 мониторов, на которых одновременно запущены все 18 серий. И тогда вы поймете, что к чему.

Р.А.: — Я не согласен. Я не смогу следить за эмоциями персонажей. Как же так — поверхностный уровень восприятия...

А.В.: — Я обязательно попробую это сделать. В ближайшее время. Мне кажется, что синхронизация очень важна.

— Можно ли «Твин Пикс» смотреть без либретто?

А.В.: — А что это значит?

— Вы все это обсуждаете, у меня голова болит уже. Можно ли непосредственно воспринимать, не читая Reddit'а и этих всех обсуждений?

А.В.: — Смотрите, по поводу того, как смотреть «Твин Пикс». Есть, если не ошибаюсь, 3 способа, как смотреть «Твин Пикс».

...

Есть второй вариант: просто посмотреть первый сезон, второй сезон и третий сезон. Это займет всего лишь порядка 40 часов вашей драгоценной жизни.

Р.А.: — Есть еще вариант — посмотреть только серии, снятые Линчем, потому что их будет гораздо меньше. Собственно, я пошел по этому пути, поняв, что я смотрю уже 4-5-ю серию и понимаю, что это какая-то лажа. На втором сезоне я просто начал смотреть и понял, что те моменты, контрапункты, которые Линч создает почти в любой сцене — это когда гениальная музыка, гениальное, мистическое сочетается с совершенно непонятным происходящим, и получается то самое попадание в некое визуальное, создает впечатление. И мы сталкиваемся с этими сериями на протяжении второго сезона, там, где Бобби со своей девушкой, и звучит наша известная музыка из «Твин Пикса». Она звучит, как бы пытаясь нам сообщить этот драматический момент. И это не получается, потому что это совершенно другой драматический момент: когда труп Лоры оказывается на берегу, звучит именно эта музыка. Это музыка, сочетающая в себе откровение и смерть, а не просто какое-то переживание любви. Я бросил это смотреть, и посмотрел серии Линча.

А.В.: — На самом деле, это не так долго. Это будет 26 серий.

Р.А.: — 26 серий плюс фильм-полнометражка.

А.В.: — Я призываю вас смотреть на английском с субтитрами.

Модератор: — Учитывайте, что на фестиваль пришли и люди, не смотревшие «Твин Пикса», случайно оказались. Это же очень интересно, что они думают сейчас. Есть те, кто не смотрел вообще? О боже, Вы единственная!

А.В.: — Как Вам вообще то, что мы здесь несем?

— На самом деле, прекрасно, потому что у меня в голове выстраивается свой абсолютно «Твин Пикс»: с тульпами, я даже это иногда записываю, моментики, и думаю «ого, интересно», с тессерактами. Вот, кстати, когда вы говорили про 18 мониторов, я хотела узнать, будет ли это эффект тессеракта? Когда у нас идет сразу с разных сторон синхронизация, да?

А.В.: — Хороший вопрос. Самое главное, что вы не сумеете уловить ничего из этих 18 кадров. Это такой объем информации, который...

— Конечно! Даже чисто зрительно мы не сможем воспринять, а если еще звук и прочее..

А.В.: — Нужно отойти на некоторое расстояние от этих 18 мониторов, окошек на вашем мониторе, расфокусировать взгляд и понять: что, какой месседж, какой императив содержится в этом произведении. Мне почему-то кажется, что именно так это и нужно смотреть. На самом деле это такой «candy», когда вы смотрите третий сезон: он очень красивый, он совершенно не претенциозен в плане графики. Те эффекты, которые использует Линч, — это скорее такая сатира. Он иронизирует над тем, как мы привыкли к высокобюджетным эффектам. Во многом это очень медитативное зрелище. Поэтому мне кажется, что настоящую динамику даст именно одновременный просмотр всех 18 серий.

Модератор: — Саш, вот этот перформативный просмотр, который ты предлагаешь, он похож на такую комнату охранника, когда охранник сидит, и у него очень много мониторов, но, с другой стороны, это фасеточное зрение. Тут два варианта: можно рассматривать это как метафору фасеточного зрения насекомых, с другой стороны, это комната охранника. Мне кажется, этот перформативный просмотр не позволит включиться.

Р.А.: — Надо еще на глаза налепить такие штуки, как у Дайаны, чтобы не видеть того, что происходит.

А.В.: — Шлем такой синий, чтобы ты не мог закрыть глаза.

Модератор: — Этимология слова «тульпа», она какая?

А.В.: — Вообще это буддистская мифология. Тульпа — это кошмар, который обрел жизнь. Это иллюзия, часть вашего сознания, которую вы вычленяете из своей головы и делаете из этого существо. Дело в том, что, мне кажется, появлением тульпы в сериале Линч обозначает уровень своего проникновения и понимания современного мира, потому что тульпистов в современном интернете масса. К сожалению, вместо тульп своих родных и близких или тульп для своих коварных планов эти люди чаще всего создают тульпы из сериала «Мой маленький пони».

Р.А.: — Подожди, можно к тульпам добавить. На мой взгляд, если кто смотрел фильм «Огонь, иди за мной», самый яркий и самый страшный момент, это когда они смотрят на мониторы и там висит призрак Купера. Это самый страшный момент, потому что там происходит еще что-то на уровне монтажа. Картина, казалось бы, совершенно реальная, и вдруг происходит нереальность, потому что Купер в этот момент здесь. И тут, в данном случае, у меня срабатывает ассоциация с кошмаром. Как раз к этому выходим через тульпу, в том смысле, что Твин Пикс Линчем уже немного проспойлерен: в разных местах является городом, пространством сна. Если мы представим некое собственное пространство сна и вспомним какой-нибудь кошмар, я уверен, что каждый найдет тульпу именно в себе, когда некий персонаж начинает вдруг вести себя не так. Нам снится человек или некая сущность, к которой мы привыкли, и тут она меняет свою стратегию, начинает вести себя по-другому. И это выбрасывает нас из сна.

А.В.: — Да, это тревожно.

Р.А.: — И вот это выбрасывание нас из сна в чем-то очень мне напоминает по образу то, как выбрасывается персонаж обратно в Красную комнату.

А.В.: — Возможно. Но если возвращаться к тому, что такое тульпа и как она формируется в реальном мире, в котором мы существуем, то это, безусловно, очень долгий процесс, который гарантированно приведет к шизофрении, к распаду личности и чаще всего просто к раздвоению. Более того, я вам расскажу, как это сделать на практическом...

— Вы ранее говорили, что, на ваш взгляд, Лора Палмер, которая кричит на Джеймса посреди леса, — это кем-то созданная тульпа.

А.В.: — Да-да.

— Вопрос: как вы считаете, существовала ли вообще когда-то Лора Палмер или человек с ее лицом, и что с ним в этот момент?

А.В.: — Мне кажется, ответ лежит в фильме «Огонь, иди за мной». Но, к сожалению, я не могу дать вам этот ответ, потому что это последний день Лоры Палмер. Мне кажется, что момент, когда Лору Палмер заменили на тульпу, мы никогда не увидим, потому что он произошел не в этом мире. Понимаете? Не в мире Твин Пикса.

Сейчас я попытаюсь объяснить. Я вернусь к тому, как формировать тульпу, чуть попозже. Помните, когда Дейл Купер приходит к Филиппу Джефферсу для того, чтобы узнать, где находится Джуди, тот показывает ему восьмерку, которая как бы отзеркаливается, и некий объект в ней, показанный как шарик. Мы можем предположить, что это планета.

Р.А.: — Этот золотой шарик скорее похож на зонд.

А.В.: — Возможно. Какой-то объект, который движется сам по себе.

Р.А.: — Мне кажется, это было большое зерно, нет?

А.В.: — Мне кажется, он показывает, где находится Джуди. Она находится в том же самом мире, только в отзеркаленном. Ее надо найти в том же самом месте, где она существует, но ее там нет. Поэтому, когда Купер приезжает к 708-му дому Палмеров, там живет Элис Тремонд.

Р.А.: — Это же не семья магов, которые...

А.В.: — Кстати, по поводу Реда. Единственный персонаж, который обладает магическими способностями, которого называют магом, во всей вселенной «Твин Пикс» — это сын Чалфонтов. Это маленький мальчик, которому через 25 лет будет примерно столько же, сколько и Реду.

— Я хотел сказать по поводу Лоры Палмер — тульпы: это не так. Может, вы не видели, в вырезанных сценах есть..

А.В.: — Это фанатская теория.

— Окей, не спорю. Но есть моя личная теория. В Missing pieces есть сцена, в которой Лора Палмер стоит над вентилятором, который часто показывают (в пилоте, в первой серии). Она смотрит на него, и ею начинают овладевать духи. Она смотрит и начинает улыбаться ненормально, и у нее идет эта борьба. Вообще фильм Fire, walk wirh me про борьбу Лоры Палмер с этим злым миром.

А.В.: — Хорошо. Как Вы думаете, в какой момент в Fire, walk with me духи овладевают ею полностью?

— Когда она убегает от Джеймса.

А.В.: — Fair enough. Я скажу быстренько сейчас про тульпу. Чтобы сформировать тульпу, вам придется потратить примерно год..

Р.А.: — Запереться в подвале и есть грибы.

А.В.: — Ага, и стать синим. Есть буквально 2 способа, как это сделать. Для этого подойдет либо зеркало, либо некая форма дневниковой записи. Если вы пишете от руки настолько быстро и настолько качественно, что можете передавать мгновенно ваши мысли, то конечно пишите от руки. Многие из вас печатают, возможно, кто-то из вас печатает настолько свободно, что может изливать то, что происходит у вас в голове, и тут же превращать это в текст.

— Объясните, что такое тульпа, о чем вы говорите сейчас. Я понимаю, о чем вы говорите, я читала...

А.В.: — Тульпа — это визуализированный образ, то есть вы...

— Воображаемый друг?

А.В.: — Да, конечно. Это воображаемый друг, единственное, что не всегда получается придать ему визуальную форму. Я вообще не встречал достаточно подробных репортов. То есть, некоторые пишут, что им удалось это сделать, но на самом деле, я так понимаю, это гиперсложно. Но раздвоить личность и сделать первый шаг к созданию тульпы вполне возможно. Для этого вам всем, скорее всего, подойдет зеркало, потому что вербальное общение для многих...

— По поводу того, что Лора Палмер — тульпа. Смотрите, есть множество моментов, которые говорят, что это не так. Например то, банально, что за ней охотится Боб, и ее душа ему нужна, как, например, мы видим в приквеле. В этом вагоне, где, собственно, происходит убийство, он не мог так желать тульпу, она не могла бы быть ему так нужна, если бы была тульпой. Еще был момент, когда миссис Тремонд дает Лоре картину, которую она вешает в своей комнате. Картина с дверью. Эта картина — некий портал в комнату над круглосуточным магазином, в мир духов. Благодаря этой картине, мне кажется, духи получили силу, чтобы проникать в мир, в дом Палмеров, что, кстати, объясняет концовку 18-й серии, когда дверь открывает Элис Тремонд.

А.В.: — То есть, до этого они не могли проникать в дом Палмеров.

— Мне кажется, что это было просто сложнее, и это мог делать только лишь Боб. Не факт, что только лишь Боб пытался завладеть душой Лоры Палмер. Это могли быть вообще все те духи из комнаты над магазином, в поисках гармонбозии, в поисках этой избранной души, чтобы одержать победу. Они не могли преследовать тульпу, они не могли ее так мучить, потому что тульпа им не нужна.

А.В.: — Хорошо. А если у них нет возможности получить настоящую Лору Палмер? Более того, если они не знают, где она находится. И они не знают, что эта Лора Палмер — это тульпа.

— Майк, например, сразу, глядя на человека, говорил: «Ты был создан».

А.В.: — Только после того, как они умирают и попадают в Черный Вигвам.

— Я думаю, они и так бы могли знать, если честно.

А.В.: — Возможно. В общем, возвращаясь к теме тульпы. Если вы хотите создать тульпу — бухайте. Советую вам винчик. В общем, используйте...

Модератор: — Нет, мы не можем вообще об этом говорить, этого не было.

А.В.: — Хорошо. Тогда не пейте никогда. В общем, я вам советую как можно чаще общаться со своим собственным отражением. Начинайте говорить с отражением в зеркале и пытайтесь говорить первое, что приходит вам в голову. Через некоторое время вы обнаружите, что начнете как будто сами себя удивлять. Какими-то странными фразочками, какими-то странными речевыми оборотами. Таким образом через некоторое время вы отдадите этой тульпе, этому существу, этому персонажу на откуп вот это зазеркальное пространство. Ваша тульпа будет существовать там. Затем, после долгих визуальных и медитативных практик, вы сможете как бы вытащить тульпу из этого Зазеркалья и привести ее в этот мир. Вот примерно такая штука. На самом деле, на создание одной тульпы нужен 1 год.

— Можно вопрос? Как я понимаю, у нас есть Купер, Даги и Плохой Купер, его двойник. У меня вопрос: откуда вообще взялся третий? Ведь обычно там у каждого персонажа..

А.В.: — Там не третий...

Р.А.: — Плохой доппельгангер сделал тульпу Даги Джонса.

А.В.: — Если вы помните послание, которое передает майор Гарланд Брикс своему сыну Бобби Бриксу сквозь года...

— «Купер, Купер, Купер»?

А.В.: — Нет, там написано «Купер, Купер, Ку» (Cooper, Cooper, Coo). Это два с половиной Купера. Та самая половинка — это и есть Даги Джонс.

— Есть теория, что Лору Палмер похищают, чтобы скрыть в другой реальности.

А.В.: — Абсолютно верно.

— Получается, что Палмеры никогда не жили на этой улице. Почему дверь открывает другой человек?

А.В.: — Во-первых, самое страшное, о чем я узнал через 4 дня после просмотра последней серии: оказывается, женщина, которая называет себя Элис Тремонд, которая открывает дверь дома Палмеров, — это настоящая владелица этого дома! Она живет на этой улице, и ее дом арендуют для съемок «Твин Пикса»! Это ее дом. Я боюсь, что этот мир, в который попадает Дейл Купер вместе с Дайаной, когда они проезжают 430 миль, они попадают к нам, они попадают в нашу реальность. И поэтому они приезжают на реально существующую улицу, в реально существующий дом, и им открывает женщина, которая этим домом владеет вместе с нами.

— Нет Твин Пикса в реальности, но, когда они въезжают в город, где находится этот дом, там нет обозначения «Твин Пикс». Они проезжают те же самые места: заправку, кафе, но там нет Твин Пикса, как это было показано.

А.В.: — Да, все верно. Тут говорят о том, что вывески Твин Пикса нет. Когда в последней серии Дейл Купер вместе с Лорой Палмер, которая называет себя Кэрри Пейдж, въезжают в Твин Пикс, нам не показывают вывеску «Твин Пикс». То есть это «типа» Твин Пикс. Это некий наш реально существующий город. Опять же, в пользу этой гипотезы говорит то, что кафе RR, которое нам показывают, не имеет вот этой стрелочки, которую нарисовала Норма после того, как по сюжету она начинает делать франшизу по всей Америке.

— Мы, конечно, уже отошли от этой темы, но мне кажется, вы заблуждаетесь в употреблении слова «тульпа». Совсем чуть-чуть, потому что тульпа — это правда осколок сознания, но это также и индивидуальная галлюцинация. Никто, кроме ее создателя, не может ее увидеть. Это просто невозможно.

А.В.: — Абсолютно верно, конечно.

— Это что-то вроде шизофрении.

А.В.: — Конечно. Более того, если мы будем глубже погружаться в тему тульп, то стоит заметить, что есть так называемые «сервиторы». Это отдельный подвид тульп, и сервиторов существует, если не ошибаюсь, три вида: сервиторы, которые существуют только для того, чтобы вербально удовлетворять пожелания своего хозяина, своего владельца. То есть это маленький пони, который прыгает по вашим колонкам, пока вы играете в Dota 2, и говорит вам, какой вы классный игрок. Целыми днями, сутками напролет, пока вы не умрете от сердечного приступа, выпив слишком много банок Redbull'а. Есть второй тип тульп: это так называемые «дата-банки», memory bank. Что это значит? Если вы вычленяете тульпу, и это осколок вашего собственного сознания, то значит тульпе доступны все те же воспоминания, которые доступны вам. А это значит, что, если мы придерживаемся гипотезы, что человеческий мозг не имеет предельной capacity: никогда ничего не забываем; раз увидев что-то, мы это помним на века, тогда к тульпе можно обращаться как к помощнику, который напомнит вам, как календарик, что завтра надо позвонить этому человеку, встретиться с этим человеком. «А скажи-ка, что мне сказал тот-то 28 сентября/1 октября в библиотеке Некрасова?» Также есть третий тип сервиторов, который называется «сервиторы-маги». Это самая тяжелая вещь, потому что сервитор-маг, по идее, это существо, которое является проводником в те переделы вашего подсознания, в те серые места, которые вы не можете осознать, которые вы не можете полностью контролировать. И сервитор-маг позволяет вам туда погружаться. Самое страшное в таком случае то, что сервитор-маг при таком раскладе сил знает больше, чем знаете вы. Соответственно, вы можете стать его рабом; вы можете стать подчиненным вашего сервитора. В таком случае вы будете слушаться приказов несуществующего, невидимого никому существа.

Р.А.: — Раздвоение личности.

А.В.: — Ну да, это просто шиза.

— Вот то, что вы говорите насчет чего-то непознаваемого, хочу вернуться еще к началу. Очень интересно то, что вы говорили про четырехмерное пространство и «Твин Пикс» как некую вещь, недоступную нашему восприятию радикальным образом. Мне кажется, это похоже на большие данные, на тот объем медиаданных, которые можно накопить: записи наших телефонных разговоров, записи с нашей веб-камеры, наших жестких дисков, всего этого. И тогда тот охранник, который смотрит 18 мониторов — это агент национальной безопасности США.

А.В.: — Возможно. То есть охранники у нас смотрят дважды, если я не ошибаюсь, в «Твин Пиксе» на эти мониторы: как раз упомянутый момент с Филиппом Джефферсом и момент, где, как вы помните...

Р.А.: — А тот момент, где появляется Майк? Помнишь тот момент, когда влюбленную парочку сожрало существо из камеры? Там не было как раз слежки?

А.В.: — Там есть этот охранник, но он сидит не за мониторами. Он сидит просто за столом. Не этот момент. Мне лично кажется, что мистер Тодд передает деньги как раз таки Трейси, которая должна заняться любовью с этим молодым человеком ровно в тот момент, когда в стеклянный купол попадет Дейл Купер, чтобы его там на некоторое время задержать. И там он встретится с экспериментом, с Бабалоном, с матерью, которая его уничтожит. Но мы второй раз видим мониторы наблюдения в казино, в котором Даги Джонс выигрывает так много джекпотов.

— Купер?

А.В.: — Нет, это не Купер. Купер появляется, когда он просыпается от комы. Это — Даги Джонс.

— Это Купер!

Р.А.: — Можно сказать, что это просветленный Купер. Купер, который еще не вышел из состояния блаженства.

А.В.: — Технически это Купер, но это Даги Джонс.

— Простите, пожалуйста, а можно вернуться к теме тульп? Вы сказали, что для создания тульпы надо, к примеру, писать дневник, как делала Лора Палмер. Я знаю, что она писала два дневника. Значит ли это, что у нее может быть 2 тульпы?

А.В.: — Не совсем так. Лора не писала два дневника. Если я правильно помню, второй был просто копией. Это была копия, которая была специально написана для Гарольда Смита, да?

— Нет. Одна копия, то, что вы говорите, это ее тайная жизнь, то, чем она занималась, то, что она скрывала от общественности. Так вот, у меня такой вопрос: можно ли считать, что Лор — три? Одна — та, которая появляется у нас в 18-й серии, настоящая.

А.В.: — Кэрри Пейдж?

— Да. И две, которые именно в Твин Пиксе. Одна — которая в Красной комнате, с белыми глазами, ну, доппельгангер, да?

А.В.: — С ума сойти.

Р.А.: — А может, сестра Лоры есть тульпа Лоры?

А.В.: — Стоп. У нас увеличится в три раза количество персонажей...

Р.А.: — Они же очень похожи. Там же одна актриса. Это же очевидно, что в сериале, который претендует на реализм, драматическое повествование не может возникнуть в такой ситуации, чтобы просто так был один и тот же персонаж. Тем более, она заканчивает так же плохо, как и Лора. То есть, там повторяется сюжет.

А.В.: — То есть Мэри Фергюсон — это такая Кэрри Пейдж, только в той же самой реальности.

Р.А.: — Интересно, что Кэрри Пейдж сидит напротив убитого, когда заходит Купер. Когда он приезжает, он видит труп с продырявленной башкой.

А.В.: — У кого-нибудь есть теория, что это вообще за труп?

Р.А.: — Это реальный Боб!

— Можно я скажу по поводу тульп? Мне кажется, последние 15 минут ваш монолог о тульпах немного не про «Твин Пикс», потому что в «Твин Пикс» помощница Дэвида Линча называет...

Это кстати про то, что вы говорили: можно смотреть серии только Линча.

А.В.: — Мне вообще кажется, что финальные ответы будут даны в «Финальном досье» в октябре. И вообще, я надеюсь, что в этот раз книга будет написана не от лица Тамары Престон, а от лица Гордона Кола.

— Такая проблема, что Сабрина Сазерленд сказала, что Линч к этому никакого отношения не имеет. Так вот, я хотел сказать: было заявлено, что можно смотреть только серии, которые сделал Дэвид Линч. Это абсолютно не так, потому что авторов сериала два: Марк Фрост, например, написал финал первого сезона. Вообще, это очень интересный момент — что сделал Фрост, а что сделал Линч. Если мы возьмем книгу «Тайная история Твин-Пикс», то как раз таки там появляются эти инопланетяне и т.д. Он углубляется в Лору, в то время как Линч делает всякую эту сюрреалистическую ерунду. К слову, о тульпах. Тульпа в «Твин Пиксе». Мне кажется, в этом нет ничего такого сложного: это просто существо, которое создается из семени в Черном Вигваме. И все. Это не какая-то проецируемая в сознании вещь и т.д.

А.В.: — Почему тульпа Дайаны и тульпа доппельгангера...

— И тульпа Даффи, которая была в 70-х годах, с которой пошла «Голубая Роза»...

А.В.: — Да-да, почему так отличаются тульпы?

— Тульпы какие? Тульпа Злого Купера, Даги Джонс?

А.В.: — Да, тульпа Злого Купера и тульпа Дайаны. Почему они так отличаются?

— Я бы не сказал, что они отличаются. Это живые люди, которые делают абсолютно свойственные человеку вещи. Вот и все.

А.В.: — Секундочку.

— Самое интересное то, что они не осознают, что они тульпы. Потому что Дайана не осознает, что она...

А.В.: — Она прекрасно это знает.

— Она этого не знает! Если бы она это знала, она бы не устраивала вот эти вот...

А.В.: — Она даже говорит об этом Майку. Когда Майк все-таки говорит эту фразу «You were manifactured» (вы были созданы), она говорит: «Я знаю».

— Она знает, что ее ждет просто. Вот и все. Она же умирает после этого.

Р.А.: — Я бы хотел сейчас немного увести разговор с тульп, потому что это, похоже, неисчерпаемая какая-то тема, и надо проводить вебинары и семинары по этому вопросу. Я хотел поговорить о сериале. Есть вопрос?

— Это не совсем вопрос: я хотел вернуть к теме, что он [Купер] приезжает в наш реальный мир. Если вспомнить фразу «Who's the dreamer?». Одна из теорий, что «дример» — это мы, зрители, мечтаем «Твин Пиксом». Тем более, что реальная Моника Белуччи говорит эту фразу.

Р.А.: — Ну «dream» — это еще и сон.

— Да, я знаю. Я и говорю, что есть другая теория...

А.В.: — Вы знаете, на самом деле, действительно, кто «дример» — это главный вопрос. По сути, единственное, что я могу приплести к возможному ответу на этот вопрос, это появление лица Дейла Купера, которое призраком парит в предпоследней серии на протяжении 10 минут. Я могу предположить, что именно так Линч пытается показать, что это сон, и это сон агента Дейла Купера.

— Это было бы слишком очевидно.

Р.А.: — Можно я тогда немножко вступлю вот здесь вот, со сна, или это касается вообще темы инопланетян и магии?

А.В.: — Простите, пожалуйста, я должен сказать, что я не видел еще ни одного сериала, который вызывает такую радикальную уверенность каждого в собственной правоте, это во-первых. Во-вторых, это действительно, пожалуй, только ислам и православие имеет такую же силу. Это уникальная совершенно вещь. Более того, у каждого находится масса аргументов, почему именно его гипотеза целиком и полностью оправдывает все сюжетные повороты сериала.

— Можете вкратце, в качестве концовки, сказать, в чем мораль и что вам дал просмотр?

Р.А.: — Хорошо. Можно я скажу про мораль, я люблю мораль. Дело в том, что для меня этот сериал является особой формой реализма. Это реалистический сериал, но почему там возникают инопланетяне, индейцы, магия и тульпы? На самом деле они возникают в глазах смотрящего. Например, военные будут видеть инопланетян, и везде им будут мерещиться инопланетяне, будут даже вставки с инопланетянами. Если это индейцы и полицейские, простые такие, которые находятся в клубе книжников, они будут видеть везде вигвамы, магию, телепортации и всевозможные чудеса. Просто девушка, вроде Донны, никакой магии, никаких инопланетян никогда не увидит. Почему я как раз хотел вступиться по поводу четырехмерного пространства? Дело в том, что оно так устроено, что в гиперкуб можно вложить бесконечное количество других кубов, как комнат. И этот сериал представляет, по сути, что так оно и есть. Вот сейчас мы все сидим, кто-то верит в инопланетян, кто-то верит в тульпу, кто-то считает, что можно ее создать, а кто-то считает, что это полная фигня, а сериал — это драма и любовь. И на самом деле мы все присутствуем здесь и сейчас, и в этом плане гиперреализм Линча в том, что он создает пространство, где все эти миры могу сосуществовать. То есть, все это накладывается, и, несмотря на все противоречия, которые возникают внутри, создает некое ощущение именно реального пространства, в которое ты погружаешься из-за того, что много возможных оптик и входов в сериал. Если тебе нравятся инопланетяне, тебя обязательно что-то зацепит. И они существуют вместе. Это очень похоже на реальность, когда мы все существуем и никогда не можем договориться, потому что у всех свои тульпы. И там все то же самое происходит, только оно все воплощается в реальность. Любой загон Дейла Купера оказывается визуализирован, так же, как и остальные загоны, как их можно назвать. В начале первого сезона это заметно: когда приезжает детектив и вдруг начинает говорить о медиумах. Дело в том, что постоянно эти все магические теории сталкиваются с критикой внутри сериала. Дейл Купер говорит: «Ко мне приходил Великан, он мне сказал, что [слово] — не то, чем кажется». На него все смотрят и говорят: «Ну, окей».

— У меня 2 вопроса. Во-первых, в чем вы видите предназначение Лоры Палмер? Вы просто упоминали о нем. Так в чем же ее предназначение?

А.В.: — Убить двух птиц одним камнем: избавиться от Боба и отправить Джуди домой.

— И она выполнила это?

А.В.: — Абсолютно.

— И где это видно?

А.В.: — В конце, когда гаснет свет.

— Показывает прям, что предназначение выполнено?

А.В.: — Конечно. Она вспоминает, что она Лора Палмер.

— Но где видно, что она убила Боба и Джуди?

А.В.: — Боба, мы видим, убивает странный парень с 27-ю английскими акцентами и перчаткой Халка.

— Но при чем тут Лора Палмер?

А.В.: — Потому что Лора Палмер заставляет своей смертью... Первая фраза, которую произносит Пит, — «она мертва, завернута в пластик». Это первая фраза сериала, то, что запускает маховик развития сюжета.

— Непонятно, почему Лора Палмер считается воином света, когда мы видим совершенно противоположное: она поддалась всем возможным соблазнам, и при этом она...

А.В.: — Абсолютно с вами согласен, спасибо. Вы, пожалуй, один из немногих людей, которые считают, что мы просто наблюдаем за проституткой-наркоманкой, которую все почему-то считают святой. Единственное объяснение, это какая-то религиозная...

Р.А.: — Мария Магдалина.

— Но ведь Лора Палмер не раскаялась в отличие от Ронетт Пуласки.

А.В.: — Вы знаете, не то чтобы она не раскаялась...

— Когда я общалась с фанатами в Сети, я правда немножко покачнулась, потому что они привели много ее хороших поступков, таких как заниматься со слабоумным братом в опере, работать... Но мы, самое интересное, ничего из этого не видим в сериале, мы видим только плохое.

Р.А.: — Можно я попробую ответить? Мне кажется, что в тот момент, когда она спрыгивает с мотоцикла и уходит в лес, она прекрасно понимает, куда она идет и что с ней будет, и это жертва. Она совершает жертву. Она принимает собственную судьбу. Нам не спойлерят, каким образом, кто ей рассказывает, что ее ждет. Но так или иначе, учитывая то, что она постоянно ходит на встречи с магами, как-то контактирует с Бобом и знает о своей судьбе гораздо больше... И она, по сути, страдает, идет на эту жертву.

— Ну, мало ли кто страдает. Не всех же называют ангелами света, воинами света.

Р.А.: — Ну, здесь можно Триера вспомнить. Его фильм «Рассекая волны»: он показывает, как проститутка может быть святой.

— На самом деле, если в фильме «Рассекая волны» героиня делает это все ради своего мужа, то непонятно, ради кого, кроме того, чтобы достать очередную дозу для себя же, делает это Лора Палмер.

А.В.: — Лора делает это для того, чтобы уничтожить себя. Она это делает, чтобы не стать этим вот [... for Bob]. То, чего Боб и добивается.

Р.А.: — Помните, когда она в клубе с Донной? Она говорит: «Меня уже нет, я только оболочка». Потому что на нее навешивается весь город. Помните момент, когда Бобби кричит на похоронах «Вы все ее убили!..»? Понятно, что он впадает в какую-то истерику и сам вообще двуличный козел, но в данном случае... По сути, мы понимаем, что происходит в их семье с детства. Мы понимаем, что она отличница и жертва нарциссического переноса матери. Если вспоминать первый сезон и не знать, что у нее под маской какие-то другие сатанинские штуки. Мы понимаем, что гордость некоего узкого сообщества, которое друг другу врет, в котором все построено на ханжестве и на лжи... И она оказывается центром. Она оказывается самой привлекательной, самой половозрелой одиннадцатиклассницей, королевой. Плюс еще у нее такая жизненная история. То есть у нее самоуничтожение можно понять как попытку [...]

— Никому не становится от этого [...]

А.В.: — Ну вот такая, какая уж есть.

Р.А.: — Ее сам город поместил в самую важную позицию! Поэтому ее смерть вызывает такую бурную реакцию. И именно она оказывается камнем преткновения во многих линиях.

Модератор: — Вообще, Лора Палмер — первый персонаж, который начинает двоиться еще в первом сезоне. Когда мы узнаем ее оборотную историю, дневники, в которых она пишет, что сегодня умрет.

А.В.: — Ну да. По сути, гораздо более святой персонаж — это персонаж Донны. Вот это по-настоящему святая девушка, которая только и делает, что помогает и надеется, что смерть ее кузины будет как-то отомщена.

— Прошу прощения. Я хотела бы процитировать слова умного человека, который является поклонником «Твин Пикса»: «История двойного агента ФБР, который за 25 лет кутежей и убийств заработал диссоциативное расстройство и вдруг решил собрать себя воедино». Понимаете, вы рассматриваете немного мифологически, такое подростковое восприятие жизни. Скажите, почему нельзя рассматривать «Твин Пикс» как притчу о бывшем бутлегерском трафике, а теперь...

А.В.: — Действительно.

— Потом это наркотрафик. Лора Палмер и все эти барышни чудесные просто являются пособниками агента ФБР и т.д. Это сеть определенная.

А.В.: — В последней серии мы видим, как Ричард просыпается, когда вроде как Дейл Купер и Дайана превращаются в тех самых искомых Ричарда и Линду. Есть гипотеза, что, когда мы видим, как Ричард просыпается в этом отеле и находит записку Линды со словами «Прости Ричард, мы не можем быть вместе», вот на самом деле что произошло: некий агент ФБР по имени Ричард нафантазировал себе целый мир, где он — длинноволосый убийца с суперсилой, где есть какая-то Лора Палмер. И потом у него вдруг настолько едет крыша, что он начинает руководствоваться какими-то странными обрывками воспоминаний, навеянных ему странным сном с каким-то Великаном. Он видит вывеску Джуди, потом находит какую-то женщину, называет ее Лорой Палмер. Она, видимо, убив своего мужа из какого-то дробовика, просто мечтает оттуда свалить. И в этот момент она садится к нему в машину, они едут куда-то на край Земли, на границу с Канадой, и находят какой-то дом 708. Что один «поехал», что другая «поехавшая». Знаете, два сапога пара. Может быть, это и так на самом деле: настоящий Твин Пикс — это только последняя серия. Я хотел бы ответить на вопрос, что мне дал этот сериал. Мне дал этот сериал точную уверенность, что в ближайший год мы увидим великолепные сериалы, которые будут просто сражаться изо всех сил за право победить «Твин Пикс», перекрыть его крутость. Новый сезон «Фарго», новый сезон «Настоящего детектива»...

Р.А.: — «Доктора Кто».

А.В.: — Ну вряд ли.

Р.А.: — Говорят, там что-то новое будет: Моффат ушел...

А.В.: — В следующем году сериалы будут еще лучше благодаря Линчу.