События

images is_online social

«Театр времен НЭПа: Вне системы». Лекция Елены Смородиновой

Выживать культуре в годы социальных перемен всегда тяжело. Послереволюционная разруха привела к тому, что людям было просто не до театров. Многие деятели культуры уехали из страны, превратившись в эмигрантов. Но уезжали также и зрители — русская интеллигенция.

Тем не менее театр искал пути выживания в новых условиях, помогли годы НЭПа. Русское искусство стало понемногу возрождаться в новых условиях.

Советская власть видела в театре инструмент просвещения, агитации и пропаганды, а также пока еще руководствовалась романтическими целями «окультуривания» страны.

Время НЭПа продлилось недолго, очень быстро сменившись страшными сталинскими годами. Однако нэповский след в искусстве, в первую очередь театральном, навсегда остался в истории театральной культуры.

Еще один из великих режиссеров того времени — Александр Таиров. Чуждый политизации искусства, он стремился к «синтетическому театру», объединяющему все элементы искусства — слово, музыку, пантомиму и танец. Таиров противопоставлял свою художественную программу как натуралистическому театру, так и принципам «условного театра» (основоположником которого был Мейерхольд). Этот эстетствующий режиссер при новой власти пришелся не ко двору и был лишен театра, который создал вместе со своей женой и музой Алисой Коонен.

Заканчивая разговор о театральных исканиях 20-х годов в Советской России, вспомним о том, что именно в это время начинает выступления с куклами бывший мхатовец Сергей Образцов. А также расскажем, как власть пыталась политизировать и театрализировать цирк и что из этого вышло.

Лектор — Елена Смородинова, театральный критик и театральный режиссер.

 Смотреть по ссылке

 

Мероприятие завершено